"КОМИНФО". Компьютер и мы, №12, 1998 г.
Иван Рогожкин

Удивительно, но в 1991 г. в нашей стране было невозможно найти цветной сканер. Именно поэтому группа студентов МГТУ имени Н. Э. Баумана, создавая электронный каталог тканей по заказу текстильного комбината "Ивановские ситцы", была вынуждена разработать специальную программу для совмещения цветоделенных изображений. Каждый образец ткани сканировался на черно-белом сканере через три различных цветных фильтра, после чего на компьютере синтезировалось цветное изображение. Успешно выполнив первый заказ, ребята организовали фирму "Коминфо" (www.cominf.ru) и стали искать применение для своей технологии. Однажды на выставке систем автоматизированного проектирования САПР-91 они встретились с представителями информационного отдела музеев Московского Кремля. Началась работа над новым проектом, и весной 1992 г. Был выпущен электронный путеводитель по Московскому Кремлю. Программа, записанная на жестком диске компьютера, выполнялась в среде DOS и по нынешним стандартам была очень простая. Она выводила на экран карту Кремля, где пользователь мог выбрать мышью один из 50 исторических объектов (появлялась фотография и кнопка для вывода текста статьи).

К удивлению разработчиков, дискеты с путеводителем на русском и особенно на английском языках, продававшиеся в вестибюле Оружейной палаты, пользовались у иностранных туристов колоссальным успехом. В те годы весь западный мир с интересом следил за Россией. Для многих иностранцев было сюрпризом то, что Кремль, ассоциировавшийся исключительно с советской властью, имеет такие замечательные памятники и музеи. Как оказалось, на этом можно хорошо зарабатывать.

Дальнейшее совершенствование программы шло по пути ее перевода на различные языки, повышения качества изображений, добавления функций. Появились дополнительные дискеты со звуковыми и видеофрагментами. Поскольку покупатели теперь могли приобрести разные варианты дискетных коллекций, была продумана специальная система скидок.

Второй путеводитель на дискетах под названием "Пасхальные яйца Фаберже" разработчики приурочили к выставке "Мир Фаберже", открывшейся в Оружейной палате Кремля в конце 1994 г. Третий путеводитель назывался "Династия Романовых". Были подготовлены и программы, посвященные достоприме-чательностям Петергофа.

Выпуская новые путеводители, специалисты фирмы "Коминфо" думали о продаже своих программ за рубежом, изучали европейский рынок. На ганноверской выставке CeBit'94 они обнаружили, что накопителями CD-ROM, в то время еще бывшими в России диковинкой, оснащена уже половина компьютеров. Стало ясно, что пора выпускать CD-ROM. Очередной вариант путеводителя по Московскому Кремлю на жестком диске заинтересовал нескольких зарубежных издателей. А к осенней Франкфуртской книжной ярмарке у "Коминфо" уже была готова отлаженная программа на CD-ROM. Немцам она понравилась, начались переговоры, и весной 1995 г. был заключен первый договор о продаже лицензии.

Дальше продажи программ "Коминфо" за рубежом пошли быстрее. Фирма уже имела целый набор мультимедиа-путеводителей ("Московский Кремль", "Династия Романовых", "Пасхальные яйца Фаберже" и "Петергоф"), а перевести программы на разные языки было легче, чем разрабатывать их заново, В те времена на Западе наступил пик моды на мультимедиа, и каждая крупная компьютерная компания считала своим долгом открыть подразделение с названием, оканчивающимся словом Interactive. Даже японцы интересовались историей Московского Кремля. В фирме "Коминфо" очень гордятся контрактом с японской корпорацией NEC.

Заработанные на Западе деньги вкладывались в создание новых продуктов. А что касается России, то первым значимым событием на мультимедиа-рынке стала продажа московской компании Media Mechanics в апреле 1995 г. лицензии на издание "Петергофа". Когда же стало ясно, что рынок вполне сформировался (в середине 1996 г.), фирма "Коминфо" выпустила все свои продукты на компакт-дисках на русском языке.

Дальше, как известно, отечественный мультимедиа-рынок рос как на дрожжах. И пока он не был насыщен, разработчики хороших программ процветали. Огромным успехом пользовался диск "Наутилус Помпилиус. Погружение", о выходе которого было объявлено 2 августа 1996 г. Его общий тираж превысил 15 тыс. экземпляров. Следует заметить, что этот диск до сих пор не устарел идейно и технологически.

Осенью 1997 г. ситуация резко изменилась: число наименований отечественных мультимедиа-дисков подскочило в несколько раз. Поскольку покупательская способность столь резко увеличиться не могла, тиражи сократились. Потребителям было трудно сориентироваться в огромном ассортименте продукции. Мультимедиа-бизнес стал не столь прибыльным, как раньше. Тем не менее к началу 1998 г. общие поступления "Коминфо" от продаж в России намного превысили доходы от продаж на Западе. Объем отечественного рынка мультимедиа-дисков и игр в 1997 г. в фирме "Коминфо" оценивают в 10-12 млн. долл.

1998 год оказался сложным и тяжелым, однако компания решила не менять направление своей деятельности. Сегодня в "Коминфо" шестнадцать сотрудников, из них одиннадцать — разработчики, причем костяк коллектива сохранился с 1991 г. Фирма очень серьезно относится к своей репутации, не допускает выхода некачественной и плохо оформленной продукции.

Из последних разработок "Коминфо" хочется отметить "Энциклопедию классической музыки" и "Энциклопедию истории России" (862-1917 годы). Эти диски, быть может, не столь прибыльны, как, скажем, "Наутилус Помпилиус", но для тех молодых людей, которые концертам и книгам предпочитают компьютер, просто необходимы.