Оружейная палата
Почти пять столетий минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое,
дошедшее до наших дней упоминание об Оружейной палате Московского Кремля.
Это произошло в 1508 году.
Но еще задолго до указанной даты, в 1339 году, в духовной грамоте московского
князя Ивана Калиты говорилось
о ценностях, положивших начало созданию великокняжеской сокровищницы. Упоминались
украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда из
великолепных тканей, дорогое оружие.
Спустя
столетие великокняжеская казна включала в себя уже многочисленные ценности,
хранившиеся в подклетах кремлевских дворцов и соборов. К концу XV века
Москва стала своеобразным центром художественных ремесел. При московском
дворе работает немало искусных русских и иностранных мастеров, создавших
множество превосходных памятников. Многие из них вошли в состав Оружейной
палаты. Политические успехи московских князей позволили им завязать дипломатические
отношения с крупнейшими державами Востока и Запада. Многочисленные иноземные
посольства доставляли в Москву роскошные дары: серебряные кубки, драгоценные
ткани, жемчуг, воинское снаряжение, парадную конскую упряжь.
В
период правления Ивана III великокняжеская
казна разрослась настолько, что для ее хранения в 1485 году в Кремле, между
Архангельским и Благовещенским
соборами было специально возведено двухэтажное каменное здание
с высокой четырехскатной крышей и глубокими подвалами. Оно получило название
"казенный двор". Здесь почти триста лет хранились сокровища московских
правителей. Значительную часть ценностей Казенного двора составляли изделия,
изготовленные на территории Московского Кремля, в художественных мастерских,
или "палатах".
Своим названием ныне существующий музей обязан ведущей кремлевской
мастерской, Оружейной палате, в которой издавна изготовляли холодное и
огнестрельное оружие, а также воинские доспехи всех видов. До нашего времени
дошло много первоклассных образцов, делающих честь русскому оружейному
мастерству.
На
территории Кремля размещалась и Конюшенная казна, изделиям которой - седлам,
попонам - отводилось важное место в оформлении всех придворных церемоний:
царских выездов, охоты, посольских встреч. В Царицыных и Государевых палатах,
также располагавшихся в Московском Кремле, шили из привозных тканей роскошные
одежды, выкладывая на их поверхности жемчугом и самоцветами замечательные
по красоте и богатству узоры. Мастера Золотой и Серебряной палат изготовляли
в Кремле драгоценную посуду и огромное количество золотых украшений.
Непоправимый урон кремлевской сокровищнице был нанесен в период правления
самозванца - Лжедмитрия (1605-1607). После его низложения и убийства разграбленная
казна продолжала быстро убывать. Из-за недостатка денег в государстве взошедший
на престол Василий Шуйский вынужден был распорядиться переделывать в монеты
принадлежавшие казне драгоценные изделия. Во время пребывания в Москве
польских интервентов (1610-1612) кремлевская сокровищница была почти полностью
опустошена.
Однако
вскоре после освобождения Москвы возобновляется деятельность кремлевских
мастерских, и уже во второй половине XVII века они переживают пору расцвета.
В это время, в период бурного экономического и политического роста государства,
было создано множество высокохудожественных произведений, ставших гордостью
русского искусства. В конце XVII - начале XVIII века деятельность художественных
мастерских Московского Кремля постепенно сокращалась.
По
приказу Петра I лучшие московские мастера были отозваны в новую столицу
- Петербург. И тем не менее Петр стремился не только сохранить, но и приумножить
накопленные веками сокровища. В декабре 1709 года, вскоре после победы
под Полтавой, Петр приказал все захваченное в битве оружие, знамена и другие
трофеи передать в Оружейную палату Московского Кремля. В 1718 году он же
приказал отремонтировать помещение палаты и изготовить дубовые шкафы, чтобы
"...все вещи устроить в тех шкафах явственно под стеклом." Этим
не ограничилась забота Петра о кремлевских реликвиях: в 1720 году он повелевает
князю Одоевскому проверить все хранилища Кремля. А осмотрев и все описав,
обеспечить их охрану. Спустя семь лет, в 1727 году, из Петербурга в Москву
поступает новый приказ: все древние хранилища объединить в одно под названием
"Мастерской и Оружейной палаты" и передать в ведение Сената.
Прошло, правда, еще немало времени, прежде чем Оружейная палата стала настоящим
музеем.
В
1754 году первый ректор Московского Университета А.Аргамаков после тщательного
обследования и изучения древних ценностей предложил Сенату сделать специальную
галерею для хранения сокровищ и назначить один день в неделю, чтобы показывать
всем желающим. И осенью 1756 года в Кремле, возле Благовещенского собора,
под руководством архитектора Дмитрия Ухтомского были заложены первые камни
будущего здания Оружейной палаты. Через 12 лет строительство это закончилось.
Но древние реликвии никогда не были размещены в этом помещении: в связи
с закладкой нового дворца В.И.Баженова только что отстроенное здание по
повелению Екатерины II было снесено. Новое здание для музея возвел в Кремле
в 1806-1810 годах архитектор И.В.Еготов - возле Троицких ворот, на месте
бывшего дворца Бориса Годунова. Отделочные работы продолжались до лета
1812 года.
Накануне
Бородинского сражения все ценности Оружейной палаты были вывезены в Нижний
Новгород. Ответственность за сохранность кремлевской сокровищницы лежала
на действительном статском советнике И.П. Поливанове. Он с честью выполнил
возложенную на него миссию и после бегства Наполеона
из Москвы вернул в Кремль все без исключения экспонаты.
В 1814 году в семи залах здания, выстроенного И.В. Еготовым, была создана
постоянная музейная экспозиция. В 1844 году петербургский архитектор К.А.Тон
начинает у Боровицких ворот Кремля строительство нового здания, завершив
его к 1851 году. В просторных залах второго этажа этого здания разместились
реликвии Оружейной палаты.
После
Октябрьской революции музею было передано множество произведений из частных
коллекций, монастырей, храмов, из Патриаршей ризницы Московского Кремля.
В конце 1924 года Оружейная палата, носившая название Музея прикладного
искусства, открыла свою первую после революции выставку. В следующем году
по решению Ученого Совета палаты издается первый сборник научных трудов
по музейному собранию.
Работа старейшего в стране музея, изучение его памятников были прерваны
Великой Отечественной войной. Все коллекции Оружейной палаты в июне 1941
года были вывезены на Урал, где и хранились до февраля 1945 года. Летом
1945 года они вновь предстали перед посетителями музея.
© Государственные музеи Московского
Кремля.
© 1996-99. АО "Коминфо". Все права защищены.